Цзин

Цзин (Jing), Ци (Qi), Кровь (Xue) и Жидкости тела (Цзин Юе Jin Ye).

Тело человека функционирует на основе главных жидкостей - жидкостей тела, главной из которых является кровь. Наличие и поддержание телесных жидкостей в оптимальном состоянии является залогом нормальной работы внутренних органов. Цзин Юе и Ци - это жидкости тела и потоки чистой энергии, которые являются фундаментом для строения здорового организма. Огромную роль в этой системе работоспособности любого организма играет Ци. Это информационный поток, который является особым проявлением материи и влияет на развитие и функциональность всего живого в этом мире.

Виды Ци

Функции и движение Ци

Согласно законам образования и существование всего живого во Вселенной, у каждого живого организма есть основа, так называемый фундамент для образования жизни. В восточной философии его называют Цзин – суть всего живого. Начало для человеческой жизни, её корень. Кровь для организма является важной для жизни субстанцией, это главная жидкость в организме, так как она циркулирует по сосудам и подпитывает все органы, а также ткани организма.

Телесные жидкости - это скорее обобщающий термин, ведь он не выделяет определённую субстанцию, а объединяет разные секреции, которые вырабатывает организм человека. Это и желудочный сок, и слюна, и пот, и даже урина.

Традиционная китайская медицина в основе термина Ци предполагает взаимодействие всех внутренних органов как единой системы, заставляющей безотказно и слаженно функционировать организм в целом. Это определение можно отнести ко всему живому на планете.

Даже исследователям, изучающим проявление материи на всех химических и физических уровнях, с трудом даётся объяснение сущности Ци. Это невидимая материя, её нельзя увидеть или потрогать, зато её чистый поток можно ощутить, прочувствовать. Ци сравнивают с чистейшим воздухом, который мы вдыхаем и при этом ощущаем, как он волнами раскатывается по всему организму. Такова физическая сторона Ци.

Сам процесс образования чистой энергии Ци намного сложнее: нельзя получить такую важную материю Ци, просто вдыхая чистый воздух. На самом деле это постоянный и беспрерывный цикл биохимических процессов в нутрии организма. Попадая в организм человека, поток энергии насыщенный позитивной информацией, воссоединяется с другими продуктами, которые вырабатывает наше тело. Образовавшаяся Ци проникает в каждую клеточку организма и беспрерывным потоком циркулирует внутри каждого органа, направляя и налаживая, таким образом, работу всего организма.

Но не только физические аспекты функционирования нашего организма стимулирует материя Ци. Её чистейшие потоки самым благоприятным образом влияют на нервную систему человека. Потоки, несущие информационные заряды, достигают мозга и стимулируют его деятельность, пробуждая способность мыслить, фантазировать, любить.

Восточные мыслители и медики, философы на протяжении многих веков изучали эту материю, её поведение, образование и взаимодействие с различными живыми организмами. Отрекаясь от мирских благ и удобств, восточные мудрецы посвящали всю свою жизнь изучению Ци, учились управлять ею, направлять в нужное русло. Знание эти систематизировались и передавались из поколения в поколения. Именно благодаря мудрости, накоплённой веками, современные техники акупунктуры и медитации действительно дают потрясающий результат. А множество отработанных и проверенных временем способов освоения внутренней энергии дают возможность легко контролировать и трансформировать потоки Ци.

Сами же китайские медики и философы никогда не искали пути систематизировать учение о материи Ци и найти ей единое определение. Всё внимание мудрецов востока сфокусировано не на том, что конкретно представляет Ци, а как она функционирует внутри организма человека. Практическое применение потоков энергии, стимулирование работы органов, достижение внутренней гармонии - вот что действительно важно. Ведь, придя на сеанс иглоукалывания, мы не просим описать процесс облегчения нашего состояния - мы хотим прочувствовать действие потока энергии внутри себя.

Как ни удивительно, но современным учённым понадобилось пройти через несколько эпох и всё же принять сторону восточных мудрецов в отношении взаимодействия потоков энергии во Вселенной. Разделения мира на главные составные – негативную и позитивную энергию - было показано на примере электричества в одном известном научном издании.

Ведь электричество до сих пор остаётся самым удивительным открытием человечества. Мы повсюду сталкиваемся с ним, как в собственной физиологии, так и в быту, в природе. Учёные изучают его и проводят опыты. Несмотря на такое тесное «соседство» и постоянное взаимодействие, феномен электричества до сих пор не раскрыт полностью.

Даже тело человека постоянно пропускает через себя мелкие частицы электрической энергии. Все, что мы осязаем, имеет свою структуру, в основе которой находятся заряженные электрические частицы. Вот и наш организм, как большая механическая конструкция требует заряда, чтобы начать функционировать.

Пытаясь осмыслить и представить себе этот сложный процесс образования, проявления и функционирования материи, человек невольно понимает, что и вся Вселенная – это организм, состоящий из материи в виде потоков энергии. Наша Вселенная, по заключению учёных, состоит из заряженных частиц, совсем как в учении об Инь и Янь. У всего есть своё начало, но нет конца. Теория трансформации подтверждает это. В атмосфере витают позитивно и негативно заряженные частицы, которые образуют множество энергетический потоков, которые в свою очередь сливаются в один единый поток - поток Ци.

Люди, проживающие на территории современного Китая и исповедующие восточную философию, все до единого считают, что наш мир состоит из информационных потоков, которые образуются из заряженных частиц. А вот Ци - это самый пылкий поток, он способен подогреть тело человека, что подразумевает возможность стимуляции и управления потоками внутренней энергии.

Интересно, что в древней китайской письменности символ Ци трактовался двояко. Он воплощал сразу две сущности: пустоту и огонь. А, согласно верованиям, поток Ци существовал всегда, ещё до сотворения мира и представлял собою абсолютно чистую материю, без какой - либо позитивной или негативной информации. Правда, освещение этой теории в большинстве случаев ограничивается лишь общими тезисами, так как получается, что данная теория опровергает существование Высшего разума. По этой причине проявление Ци и её потоков предпочитают изучать в материальных предметах. Например, сильный поток горячей Ци в чесноке, или слабый, иссякающий в больном органе человеческого тела.

В восточной философии отдельно выделяется такое понятие, как энергия Ци. Уделяя особое внимание гармонии и балансу во всех материальных и духовных сферах жизни, восточные философы в центр теории психофизического единства возводят именно понятие Ци. Само понятие включает в себя контроль над всеми процессами внутри живого организма. Также Ци характеризуют как «жизненное дыхание». Современные исследования, направленные на открытие всех существующих форм проявления материи, приближают и к раскрытию естество понятия Ци.

Хотя на данный момент имеются лишь теоретические сведения, установленные путём многовековых наблюдений и базирующиеся на философских учениях востока. Несмотря на отсутствие эмпирических подтверждений физического воздействия Ци на всё сущее, эту концепцию всё же можно применить ко всем природным явлениям.

Жители востока верят, что человеческий организм объединяют три основных вида энергии Ци и называют их Тремя Сокровищами. Первый тип Ци - это то, что организм приобретает от родительских начал в момент зарождения новой жизни. Второй тип Ци попадает в наше тело из внешнего мира с воздухом, пищей и деяниями человека. Также есть Шэнь – сила, которая держит в балансе, координирует и направляет оба потока Ци.

Согласно восточной философии, каждый отдельный орган человеческого тела являет собою один единый механизм, который функционирует благодаря наполняемым его потокам Ци. Если углубиться в детальное изучение данной теории, то становится понятным, что энергия, поступающая в организм человека извне, также проходит трансформацию и сливается внутренним потоком. Такая энергия, поступившая с пищей насущной и духовной, Цзин должна быть переработана организмом до состояния Изначальной Ци. Это необходимо, чтобы обеспечить слияние с единым потоком.

Но ведь из внешнего мира мы можем впитывать не только информацию, несущую позитивную нагрузку, - это может быть и беспокойство, и раздражение, и даже гнев. Все эти чувства также являются информацией, которую впитывает наш организм в тех или иных количествах. Теория разделения энергии Ци даёт подробные разъяснения по этому поводу. Так, находясь в утробе матери, организм ребёнка пользуется её Ци. Всё логично: именно от состояния матери зависит развитие плода, его дальнейшее развитие и самостоятельная жизнь. Исходя из этого, существует целое учение, повествующее о том, как перерабатывать полученную из внешнего мира энергию в первоначальную и уже затем присоединять её к основному энергетическому потоку. Тем самым можно наладить гармонию во всём человеческом естестве. Согласно данной теории, оба потока Ци аккумулируются у человека в почках. А вот поступает внешняя Ци в организм человека через точку Даньтянь, которая находиться в нижней части живота. Человеческому организму требуется определённое количество постоянного потока Ци, чтобы поддерживать организм в надлежащем состоянии.

В восточной философии всё взаимосвязано. Как по отношению к другим сферам жизнедеятельности, так и по отношению к энергетическим потокам Ци. Так врождённый поток напрямую зависит от приобретённого и наоборот. Ци, в зависимости от её происхождения, управляет определёнными функциями организма: защита, питание, восприятие. Причём, врожденная Ци, способствует процессу преобразования внешней Ци. Внешняя же после трансформации восполняет врождённую. В зависимости от источника происхождения, Ци в человеческом организме делиться на определённые виды.

1. Ин Ци – питательная энергия Ци. Этот вид энергии зарождается в селезёнке и поджелудочной железе. Он относится к врождённой энергии и требует регулярной подпитки со стороны внешней Ци. Ведь питательная функция отвечает за поток и качество крови, следит за её течением по сосудам и подпиткой всех тканей.

2. Цзун Ци – энергия, отвечающая за функции дыхательной системы человека. Образуется поток «грудной» Ци из вдыхаемого человеком воздуха и потребляемой пищи, в том числе и духовной. Цзун Ци тесно связана с Ин Ци «крови», так как этот поток отвечает за насыщение крови кислородом, налаживает циркуляцию крови по сосудам. С точки зрения физиологии, эта Ци отвечает за терморегуляцию и моторику конечностей и мышц туловища человека.

3. Юань Ци – это чистая врождённая энергия, которой наделяется организм в момент зачатия. Хотя поток этой энергии передаётся нам от двух начал родителей и считается доминирующим, он требует постоянной подпитки внешней энергией. Это главный энергетический поток в организме человека. Исток его находится в почках – начале всего организма. Нельзя допускать ослабления этого потока Ци, так как его истощение и угасание ведёт к старению организма и смерти.

4. Вэй Ци – защитная энергия, которая играет не маловажную роль в работе всей системы жизнеобеспечения. Вэй Ци обволакивает сосуды и органы снаружи, тем самым предупреждая любое негативное воздействие с внешнего мира. Ещё эта Ци отвечает за терморегуляцию и состояние кожных покровов. Вэй Ци контролирует температуру тела и состояние структуры кожи, функций секреции и состояния пор.

У каждого органа есть своя Ци, которая создает необходимые условия для деятельности органа, образуя соединения с другими объединениями потоков энергии. Таким образом создается система с отлично налаженной работой. Такие хитросплетения энергии перемещаются в организме по специальным каналам, впадая друг в друга, и подпитываясь так за счёт друг друга. Это и есть гармония Ци, энергии, которая никогда не иссякнет и будет поддерживать оптимальную жизненную деятельность организма человека.

Функции Ци

Как и в природе есть корень у растения, через который питается его организм, так и потоки Ци являются корнем человеческого организма. Ци - это необходимая подспорье работы организма. Ведь такие потоки энергии несут важную для деятельности органов информацию, которая поддерживает их в надлежащем состоянии и обеспечивает необходимыми для работы элементами. Именно функциональность и означает здоровье и жизнь для человеческого организма.

Ци выполняет следующие функции:

1. Поток Ци активирует. Ци воздействует на рост и развитее как всего организма, так и каждого отдельно взятого органа. Отвечает за распределение кровеносного потока в организме, образование и вывод жидкостей. При недостаточно интенсивном потоке Ци замедляется или прекращается рост организма, ухудшается работа внутренних органов. Это влечёт за собой развитие патологий и заболеваний.

2. Поток Ци обладает прогревающей функцией для организма. Это включает а) терморегуляцию; б) контроль расхода энергии; в) вывод жидкости через поры кожного покрова.

3. Хорошо отлаженный поток Ци обладает защитной функцией:он борется с попавшей внутрь негативной информацией, препятствуя заболеваниям всех органов.

4. Поток Ци контролирует баланс. Ведь соблюдение баланса и гармонии - основа основ.

5. Поток Ци преобразует поступившую из внешнего мира Ци в позитивную и подсоединяет к общему потоку.

6. Ци питает. От Ци напрямую зависит качество крови и её распределение по органам тела.

Эти функции отличаются друг от друга, однако призваны дополнять друг друга.

С термином Цзин связывают две группы понятий:

1. Основная Цзин состоит из пренатальной энергии. Ее задача состоит в объединении энергий Ци и Цзин, унаследованных от отца и матери. Выраженная в генном коде, она способна проявляться в виде врожденной жизненной энергии человека. Цзин представляет собой воспроизводящую, повторяющуюся или созидающую энергию. Эта Цзин является очищающей субстанцией, с которой рождается человек. Ее называют «основной энергией», поскольку энергия имеет немаловажное значение для реализации всех функций тела. От Цзин находятся в зависимости все имеющиеся в теле энергии. Цзин переходит в энергию Ци, олицетворяющую жизненную силу, которая вступает во взаимодействие с другими жизненно необходимыми органами тела. Питание, а также сохранение энергии Цзин есть базис Даосских внутренних практик. Цзин в большом количестве находится во всех тканях, особенно много ее в почках, яйцеклетках и сперме.

2. Эссенция Цзин – это энергия, которую способны производить половые органы. В женском организме энергия производится в яичниках, в мужском организме это энергия спермы. Энергия Цзин плотнее энергии Ци, вследствие чего при циркуляции она движется медленнее по телу. Двигаясь по телу, энергия Цзин питает и оживляет его органы.

Телу необходимы почти все типы Цзин. Исключение составляет Цзин, которую наследуют от родителей и называют Изначальной Цзин. Остальные множественные типы энергии Цзин пополняют из воздуха и пищи. Цзин Изначальная среди всех видов этой энергии является самой важной. Это наша главная сила, она – семя и корень жизни. При условии, что родители были здоровы и сильны, Изначальная энергия Цзин их потомка будет здоровой и сильной, способной обеспечить крепкую основу для последующего роста и развития. Китайцы уверены в том, что, если поддерживать и защищать энергию Цзин, можно прожить долгую жизнь, будучи здоровым.

До рождения человека корень Изначальной Цзин (Юань Цзин) пребывает в родителях. После того, как человек родится, Изначальная Цзин вселяется в почки, которые и будут ее корнем. Укрепляя и сохраняя, этот корень, мы будем обеспечивать наше тело Изначальной Цзин в достаточном количестве. Не смотря на то, что человек не способен увеличить количество имеющейся в распоряжении Изначальной Цзин, специальные практики (Цигун в частности) вполне могут повысить ее качество. Практика Цигун способна обучить наиболее эффективному превращению Цзин в Ци Изначальную, а затем воспользоваться последней.

Кровь

Как образуется и циркулирует кровь?

Питательные вещества, которые желудок и селезенка образуют из пищи, являются источником крови. В 30-й главе “Лин-Шу” говорится: после того, как Чжун-Цзяо получит питательные вещества пищи, он начинает их трансформировать в красную жидкость, которую именуют кровью. Таким образом, Ин Ци, образующий кровь, является ее материальным субстратом. Помимо этого, для формирования крови крайне необходима эссенция почек. Вот как об этом сказано: «Неистощенная кровь в почках преобразуется в эссенцию. А неистощенная эссенция преобразуется в кровь в печени». Приведенная цитата свидетельствует о тесной взаимосвязи между кровью и эссенцией, а также подчеркивает важнейшие функции почек и печени.

После того, как кровь образовалась, она начинает циркуляцию по многочисленным кровеносным сосудам, а ее функции напрямую зависят от селезенки, печени и сердца. Кровообращением управляет сердце, селезенка питает кровь и препятствует ее выходу из сосудистого русла, а печень сохраняет кровь и активизирует свободный ток крови и Ци. Так же печень регулирует весь объем кровообращения.

Функции крови

Кровь циркулирует абсолютно по всему организму, омывает все ткани и органы. Она обладает свойственными ей функциями:

1. Кровь увлажняет и питает все ткани и органы. Эта функция отчетливо проявляется в состоянии глаз и движениях конечностей. В 10-й главе “Су Вэнь” написано: «Ели кровью наполнена печень – зрение острое; если кровь есть в ногах, они ходить могут, если кровь имеют ладони, они держать могут, если кровь есть в пальцах, они схватывать могут». Если у крови расстроена увлажняющая функция, то это ведет к сухости рта и глаз, нарушению движений в суставах, шелушению и сухости кожи.

2. Кровь - материальная основа психической деятельности. Ее циркуляция способна длительное время поддерживать «сильный дух».

Жидкости тела

Как образуются и распределяются жидкости тела?

Селезенка и желудок, перерабатывая воду и пищу, образуют жидкость тела. В 21-й главе “Су Вэнь” написано: после того, как пища и вода поступают в желудок, Ци воды и пищи перерабатывается селезенкой, и затем поступают в легкие. Пассаж воды регулируют легкие и направляют воду и Ци вниз, прямо к мочевому пузырю. Там уже Ци делится на 4 потока, протекает по каналам пяти Цзан - органов».

Путем для свободного прохождения жидкостей тела является Сань - Цзяо. Как говорится в 8 главе “Су Вэнь”, Сань - Цзяо является дренажной системой, которая создана из водных путей. Частично жидкость после прохождения через Сань-Цзяо, легкие и селезенку выделяется через кожу в виде пота. Частично она поступает в мочевой пузырь.

Образовываются, распределяются и выделяются жидкости тела в результате сложного процесса, который требует координации многочисленных органов, в особенности почек, селезенки и легких. Патологии каких-либо органов приводят к нарушению распределения жидкости. Вследствие этого образуется задержка жидкости, образуются отеки, или же наступает дефицит жидкости. Дефициту сопутствует сухость слизистых, жажда, запоры, непродуктивный кашель.

Классификация и функции жидкостей тела

Ткани и органы питаются и увлажняются жидкостями тела, которые имеют различное происхождение и классифицируются на 2 большие группы.

1. На поверхности мышц распределяется жидкая и чистая Цзин. С ее помощью кожа и мышцы согреваются, питаются.

2. Мутная и густая жидкость Юе находится в порах кожи и суставах. Она питает поры кожи, спинной и головной мозг. Юе и Цзин – это нормальные жидкости организма. Они имеют общий источник, которым является эссенция и Ци пища. Юе и Цзин трансформируются друг в друга, поэтому их объединили в общий термин «Цзин - Юе».

Поделиться:

Интернет-магазин Твой Тибет
г. Москва,
Телефон: +7 (495) 669-32-40
Мы работаем круглосуточно

Вы недавно смотрели