Осмысление традиционной китайской медицины (ТКМ)
Чтобы понять TКM, необходимо иметь хорошую базу знаний о китайской культуре, и особенно знать ее философию. Теория ТКМ была создана в древние времена и сочеталась с развитием во многих других областях.
Другой ключ к пониманию ТКМ заключается в изучении антропологии, которая фокусируется на основных способах мышления в системе многочисленных и разнообразных видов культур. Зарубежные студенты изучают ТКМ в Китае.
Знание основ философии ТКМ является предпосылкой для понимания теории и практики ТКМ. Лечение, основанное на дифференциации синдромов - типичный пример этому. Взаимосвязь между человеческим телом и заболеваниями сложна, и поэтому существует некоторое противоречие между современной медициной и «наукой».
Во «Введении в экспериментальную медицину» Клод Бернар (1813-1878) заявил о своей вере в то, что медицина не должна быть особенной начиная с момента, когда стала наукой, хотя доктора часто говорили ему о многих особенностях медицины. ТКМ полагает, что каждый человек уникален и не похож на других. Поэтому каждое заболевание не будет похоже на другое, так же как и каждый метод лечения не останется постоянным и не сможет быть использован повторно без каких-либо изменений. В ТКМ есть несколько точных рецептов. Однако в процессе клинического лечения врачам часто приходится дорабатывать эти рецепты для того, чтобы приспособить их к лечению различных пациентов. Подобные явления кажутся противоречащими так называемой «повторимости», на что делает акцент «наука». Однако подобное противоречие на самом деле легко понять.
Согласно ТКМ, фактор ответственный за неповторимость заключается в том, что ТКМ фокусируется на пациентах, а не на заболеваниях. Так как каждый человек уникален, лечение пациентов является также индивидуальным.
Хотя не существует совершенно идентичных лечений, во многих случаях разница выражается лишь в количестве (дозировке). В этом причина, почему ТКМ развила некоторые основные терапевтические принципы и выявила эффективные рецепты. В действительности лечение в ТКМ не является совершенно неповторимым. Повторимо же оно или нет, зависит от критериев его анализа. В ТКМ «подобие» не всегда имеет одни симптомы, а «различие» может быть объяснено современной медициной как такое же заболевание. Если мы возьмем клинические проявления или понятия «подобие» и «различие» у современной медицины в качестве таких критериев, то в ТКМ не будет никакой неповторимости.
Двадцатое столетие дважды было свидетелем возникновения эпидемического энцефалита. Западные медики использовали те же самые терапевтические методы, что и в первый раз, для лечения второй эпидемии, но не было никакого эффекта. Доктора ТКМ советовали им изменить методы и этот подход был признан эффективным. По мнению западных докторов вторая волна эпидемического энцефалита была подобна первой, вызвана теми же микроорганизмами. Но доктора ТКМ считали, что они были различными из-за смены времен года и неустойчивости патогенных факторов Сырости и Жара.
Другим примером является лекарство Bu Zhong Yi Qi Wan (таблетки, восполняющие «центр» и дающие Ци селезенке и желудку) созданное Li Gao (1180-1251) и применяемое для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Сейчас же доктора часто лечат им малокровие, неврастению и выпадение прямой кишки. Хотя проявления этих заболеваний различны, причина и природа их одна и та же.
Поделиться: |