Литература

01 сентября 2010

Синдромы Традиционной Китайской Медицины. Левашов И.Б., Кузнецова О.В. (часть 1) (часть 2) (источник)

Иглотерапия и мануальная терапия. Молостов В.Д. (часть 1) (часть 2) (часть 3) (часть 4) (источник)

Акупрессура. Молостов В.Д. (часть 1) (часть 2) (часть 3) (часть 4) (источник)

"Пять методов" и "пять сторон" в китайской медицине. Ахметсафин А.Н.

Традиционная китайская медицина. Медицина систем Книга 1. Кочетков В.Л. (источник)

Тайны врачевания Древнего Китая. Кочетков В.Л. (источник)

Акупрессура для каждого. Х. Эвальд. (источник)

Атлас акупунктурных точек. Беренфус В.Я., Беренфус К.С., Гмыря Т.П. (источник)

Китайский классический массаж. Тауберт А.В. (источник)

Основы чжен-цзю терапии. Овечкин А.М. (источник)

Базовая теория китайской медицины: пять вращений, шесть энергий. Жэнь Инцю.

Все о восточном массаже. Селиванов В.С. (источник)

Большая энциклопедия массажа.

Точки пяти первоэлементов и проекции Су Джок.

Атлас Леднева. 176 схем биологически активных точек для лечения 200 болезней

Электропунктурная нейротерапия. Леднев И.А.

Электропунктурная рефлексотерапия. Портнов Ф.Г.

115_2007-12-22-l--ABB011_neuОграниченность современной медицины во многих областях является причиной того, что все больше людей обращаются к традиционной китайской медицине (ТКМ). Но в то время, когда некоторые радуются успехам в практике, наука критикует недостаточное научно-теоретическое обоснование и определяет китайскую медицину как дилетантскую и неразвитую.

Главные аргументы критиков таковы: теории китайской медицины пока не могут быть доказаны с помощью западных исследований. Например, нет никаких научных доказательств существования Ци, которая является основой китайской медицины. Также, развитые еще в первом тысячелетии до нашей эры теории ТКМ более не развивались и до сегодняшнего дня остались почти без изменений.

Целостная мыслительная концепция

Китайскую медицину можно понять только как целостную мыслительную концепцию, причем нужно отложить причинно-аналитический способ мышления. Западная медицина развивалась из наблюдений ощутимого материального мира, соматический человек состоит из органов, тканей и клеток. Что не может быть измерено - игнорируется. Китайская медицина - это научная дисциплина невидимого с определениями пространства и времени. Поэтому исследования китайской медицины с помощью западной медицины и будут оставаться безуспешными. Но благодаря новейшим познаниям современных физиков, которые расширили нашу старую картину мира, теперь намечаются возможности для объяснений.

Космическая геометрия - Инь и Ян с восьмью триграммами

С помощью геометрии можно объяснить научность ТКМ и разницу между китайской и западной медициной. Начертательная геометрия очень подходит для этого, потому что она лежит в основе китайской культуры и имеет сильное влияние на западный способ мышления.

Основа китайской медицины - это изданная еще в 900 году до нашей эры «Книга перемен» («Ицзин»), организационная схема, на которую опирается весь китайский способ мышления. Речь идет об одной геометрической фигуре, которая представляет мир в символических элементах. Эта наиважнейшая геометрическая фигура составлена из восьми триграмм, которые в Китае называются космической геометрией. Они состоят из Инь и Ян с восьмью триграммами. При этом триграмма - это расположение одной, читаемой снизу вверх, из трех линий, которые могут быть сплошными или прерывистыми. Прерывистые линии обозначают Инь, сплошные линии - Ян. Восемь триграмм символизируют небо, ветер, воду, гору, землю, гром, огонь и озеро.

Через удвоение круга восьми триграмм возникла система восьми гексаграмм. К каждой триграмме присоединялась последующая, так что восемь пар триграмм образовали вокруг символа Инь и Ян круг. Гексаграмма состоит из шести сплошных или прерывистых линий.

Оба круга восьми триграмм находятся в постоянном движении. В Ицзин это называется «Вселенная вращается, одновременно вращаются также и оба круга восьми триграмм. Различные комбинации обоих кругов триграмм образовывают 64 гексаграммы, которые символизируют все проявления Вселенной. Они представляют модель природы, которая содержит ключ для каждого возможного варианта в образе символической формы. Определенные гексаграммы отражают в соответствии с комбинацией гармонию или дисгармонию. Если между гекаграммами господствует тесное соответствие, это значит, что Инь и Ян находятся в гармоничной согласованности, тогда гексаграмма символизирует благоприятное развитие, гармонию и здоровье. Если же диссонанс - тогда это обозначает неблагоприятное развитие, дисгармонию и болезнь.

Система Ицзин исходит из идеального состояния, когда человек успешно приспосабливается к окружающему миру. Она представляет структуры природы в человеческом теле, как и жизненные ситуации человека. Она показывает, как мы действуем в согласии с природой и действительностью и как мы можем преодолеть трудности и болезни на нашем пути. Эти ситуации при этом рассматриваются не как статические, но как отрезки в продолжительном течении. Все ситуации человеческой жизни и картин болезни могут быть охвачены системой Ицзин. Ицзин передает нам основу космического образца, который представлен так универсально, что его значение, по мнению китайцев, выходит за рамки китайской культуры. Восемь триграмм Ицзин представляют только динамическое свойство поведения Природы. Взаимосвязь статики и динамики в Ицзин представлены с помощью следующего символа - великой пирамиды.

Великие пирамиды, другая сторона космической геометрии

Загадка пирамид, как например пирамида Хеопса, занимала поколения людей. Многие предполагают в её геометрии основные космические или естественные пропорции. Она ключ к двум мирам: к нашей трехмерной реальности, и к более высокому четырехмерному миру, который представлен в восьми триграммах их четырехмерным динамическим характером. Ведь если наблюдать пирамиды сверху, можно увидеть не только один треугольник, а четыре треугольника, а в общем - квадрат. По осознанию Ибрагима Карима, знаменитого исследователя пирамид и отца «Биогеометрии», из этого следует, что пирамида Хеопса не четырехсторонняя, а восьмисторонняя. Четыре стороны пирамид поделены посредине, так что они, собственно, имеют восемь сторон. Излом очень незаметен, его можно обнаружить только при гладком мраморном покрытии. Итак, пирамида Хеопса обладает восемью линиями. Она - геометрическое, энергетическое воплощение принципов энергии восьми триграмм Ицзин. Восемь линий представляют основу восьми триграмм, восемь триграмм - это основа поверхности пирамид при виде сверху. В середине - место встречи Инь и Ян, бесконечный круг энергетически-вертикальных переменных воздействий. В этом статическом символе пирамид таким образом проявляется движение. Они показывают Инь и Ян с тремя триграммами как картину динамического поведения природы и символизируют четырехмерную реальность.

В Ицзин написано о первоначальных процессах развития системы восьми триграмм: «Тайцзи порождает два ритуала (эри). Два ритуала порождают четыре направления (сысян). Четыре рисунка порождают восемь триграмм». Эта геометрическая форма восьми триграмм как мерная линейка Вселенной, которой измерены все живые существа, которой мы пронизаны со времен, когда мы были еще микроскопически маленькими. Так начинается каждая известная нам жизнь - как шарик, а именно как яйцеклетка. Дальше идет хромосома, образованы две клетки, потом мы становимся тетраэдром и четырьмя клетками, после этого двумя вставленными друг в друга тетраэдрами - тетраэдром в форме звезды - с восьмью клетками. Установленное развитие системы восьми триграмм подразделяется на четыре ступени, а именно: исходный пункт это абсолютное единство или целостность, верхушка пирамиды, в которой полностью отсутствуют все противоположности. Из этого развивается двоичность двух ритуалов (эри), которые отражаются прерваной (Инь) и сплошной (Ян) линией. Образец поведения двух ритуалов порождает четыре направления, именно четыре стороны пирамиды - восток, запад, север, юг. Через добавление креста порождаются восемь триграмм.

Пирамида символизирует четвертое измерение

Как упоминалось, Великие пирамиды и символы Ицзин можно рассматривать с двух сторон. Они видны или же при виде сбоку, как отдельные слои, или при взгляде сверху на всю пирамиду. Таким образом, трехмерное восприятие сменяется на четырехмерное.

Со стороны мы видим пирамиду как треугольник, который расширяется книзу. Она показывает Инь и Ян в статичной форме, при этом верхняя часть соответствует Ян, нижняя - Инь. Глядя сверху, мы видим пирамиду как Ян и Инь с восьмью триграммами наоборот, в их динамической форме. Таким образом, пирамида символически представляет четвертое измерение.

Дао как основа китайской медицины

115_2008-01-07-l--Pyramide__newОсновные правила традиционной китайской медицины (ТКМ) можно осознать при взгляде на пирамиду сверху: поделённые посередине четыре стороны соответствуют восьми главным критериям китайской медицины, восьми триграммам. При этом Инь равна Земле, Ян — Небу, Калор — огню, Алгор — Воде, Интима — Озеру, Екстима — Горе, Диплешн — ветру и Риплешн — грому. Так как стороны пирамиды соединены в верхушке, они охватывают динамически и статически все части пирамиды. Поэтому верхушка пирамиды обозначает абсолютное единство Инь и Ян и соответствует принципу Дао в Даосизме.

Разница между современной и китайской медициной состоит, с точки зрения геометрии, в том, что современная медицина рассматривает пирамиду в её статической форме трехмерного пространства, в то время как китайская медицина воспринимает пирамиду в её динамической форме — сверху вниз.

Неизменность китайской медицины

Ещё Лаоцзы говорил: «Кто упражняется в знании, расширяет его ежедневно». Далее он продолжал: «Кто упражняется в Дао, уменьшает его ежедневно». Если эти два изречения применить к пирамиде, то второе изречение: «Кто упражняется в Дао, уменьшает его ежедневно», - описывает точно китайскую медицину. Так как китайская медицина основана на Дао, основных неизменных правилах природы, гармонии между Инь и Ян, она остается на верхушке пирамиды и использует до сего дня те же теории, что и в первом тысячелетии до нашей эры.

«Кто упражняется в знании, расширяет его ежедневно» - напротив, описывает современную медицину, или же сторону пирамиды: современная медицина сложна, потому что она не наблюдает основные законы природы, а только целостные взаимосвязи естествознания. Естествознание — это одно из средств, с помощью которого люди пробуют сделать себя независимыми от природы. Как сказал Аристотель: «Если природа не следует потребностям человека, то человек предпринимает что-то против природы. Наука — это средство перехитрить природу».

Ци в теории медицины и физики

Так как современная медицина базируется на естествознании, на видимом и измеряемом, то исследования ТКМ, с её точки зрения, безуспешны. Китайская медицина определяется качеством, функцией, присутствием, душой и динамикой, в общем энергией Ци. Поскольку она не видима глазами, и также не измеряема, этим определяется решающее различие между китайской и современной медициной.

Согласно ТКМ все тело как наполнено Ци, так и укутано Ци, и представляет собой комплексную энергетическую систему. Китайская медицина считает, что внутренние органы питаются непрерывной циркуляцией Ци по каналам. Непрерывная, без помех циркуляция Ци является предпосылкой для здоровья. Если циркуляция Ци ухудшается или же энергетические импульсы разных частот подвергаются помехам, то это приводит к возникновению болезни. Ци отвечает не только за физиологическую функцию, а также и за возникновение болезни. Представления о человеческой энергетической системе в ТКМ до сих пор не могли быть подтверждены западными исследованиями. Ци, как бесформенная субстанция в системе тонкого вещества, до последнего времени объявлялась классической физикой как несуществующая.

Ци с точки зрения современной атомной физики

В то время как феномены китайской медицины, с точки зрения классической физики, лежат полностью вне научных границ, современная физика им ближе. Классическая модель физики включает только объекты, состоящие из большого числа атомов, и опирается на физически ощутимые проявления. Если этого не происходит, тогда классическая физика сменяется квантовой теорией. По квантовой теории, мир подразделяется на отдельные объекты, вместо того, чтобы видеть единство вещей. Этого подразделения должно хватить для повседневной жизни, однако не отражает реальных черт в действительности. Квантовая теория поставила под сомнение классические понятия о твёрдых телах. Но на субатомном уровне твердые тела растворяются, и это открытие подтверждает возможность существования Ци. Исследования и процессы наблюдения в атомной физике показывают, что Ци, возможно, состоит из неощутимой формы материи.

Восприятие, развитое с помощью медитации

Теоретическая основа ТКМ построена на сверхъестественном восприятии, полученном вследствие обучения цигунской медитации. С помощью постоянных цигунских медитаций развиваются духовные способности восприятия, называемые на Западе воображением, вдохновением и интуицией, в Китае напротив — называемые «ясновидящим оком». Эти способности в состоянии наблюдать предметы с позиции высших измерений, как и одновременно со всех сторон. Глядя спереди, они могут видеть обратную сторону, левую и правую стороны. Современная физика понимает умственную активность медитации как духовную энергию, быстрота которой соответствует скорости света. Всегда, когда описываются случаи, в которых скорость приближается к скорости света, учитывается теория относительности. Для многих ученых китайская медицина не согласуется с классической физикой, но это не распространяется на теорию относительности. Так в классической физике пространство неизменно и время — это самостоятельная единица. Напротив, в китайской медицине невозможно говорить о пространстве без учёта времени. Все способы лечения китайской медицины зависимы от пространства и времени. Сходным образом так же и в теории относительности — пространство не является неизменным, и время — не самостоятельная единица. Оба тесно связаны друг с другом и образовывают четырехмерное пространство. Теория относительности превосходит классические понятия тем, что она переходит к высшему измерению, четырехмерному пространству-времени.

Восприятие четырехмерного пространства-времени с помощью внутренней силы

Наблюдение природы через медитацию в китайской медицине известно в современной физике. Так как классические физические понятия на атомарном уровне недостаточны, атомная физика включает человека-наблюдателя и его сознание. В квантовой теории это называется «заменить наблюдателя участником». По сути, китайскую медицину, как и мир атомов, не понять без основ теории относительности.

В то время как классическая физика рассматривает Ци как чистое умозрение, но с помощью теорий современной физики этот феномен можно объяснить. По классическим понятиям, энергия и масса — полностью отдельные друг от друга вещества, а в четырехмерном пространстве теории относительности они совместимы. Масса здесь рассматривается как периодическая или как изменяемая скачкообразно.

Китайская медицина давно познала четырехмерное время-пространство с помощью «сверхъестественных» способностей внутренних сил. Способности такого рода собственно никакие не «сверхъестественные», но изначальные собственные, внутренние, интуитивные способности инстинкта человека. Только потому, что человек во время развития общества всё больше концентрировал свое внимание на видимых предметах, инстинкты и внутренние способности постепенно были утеряны.

Доктор медицины Джон Чжоу получил образование как западный и китайский медик, в 1993 году он получил титул доктора на медицинском факультете Унивеситета Виттен /Хердеке. С 1997 г. он — главный редактор сообщества китайской медицины в сотрудничестве с клиникой Др. Бухингер в Бад Пирмонт.

Версия на немецком

Ахметсафин А.Н.

кафедра неврологии и традиционной медицины СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова


В структуре системы китайской медицины Чжун И Сюэ традиционно выделяется «Пять методов» лечения У Фа (??). Основные положения теории этих «методов» находим в «Трактате Желтого императора о внутреннем» Хуан Ди Нэй Цзин. Глава 12 части «Простые вопросы» Су Вэнь называется «Дискуссия о разных методах и их должное соответствие странам света» И Фа Фан И Лунь. Здесь описываются «Пять методов» и их связь с биоклиматическими и ландшафтными условиями различных стран света и, тем самым обосновываются условия применения этих методов.

Желтый император спросил: «Врачи каждую болезнь лечат индивидуально, как добиться успеха (в лечении)?»  Ци Бо ответил: «(Учитываются) условия местности!» По мысли авторов канона происхождение различных методов лечения связано с рядом причин:

wufang1. Условиями жизни:
а) стороной света и действием природных сил (Неба и Земли);
б) режимом питания (вкус пищи и исходные продукты);
в) ландшафтом и погодой;
г) жильем и режимом жизни.

2. Конституцией и разновидностями болезней, которые определяются условиями жизни:
а) пигментацией и структурой кожи (состояние пор);
б) синдромами;

Среди всех перечисленных факторов происхождения «Пяти методов», сторона света является основным, а остальные рассматриваются как производные. Описание происхождения метода всегда начинается с определения стороны света и завершается фразой: «потому-то (метод) происходит с (указание стороны света)». Следует заметить, что «стран» света в Китае пять- это север, юг, запад, восток с добавлением центра (центральная точка отсчета).

wuxing1Система такого взаиморасположения в древности называлась У Фан, а топологией системы являлся крест (см. рис.1). Обратим внимание на следующие обстоятельства: к четырем сторонам добавлен центр Чжун (?) и Юг находится сверху а Север снизу. Тепло (Ян) поднимается вверх- отсюда Юг наверху. Холод (Инь) опускается вниз- отсюда Север внизу. Таким образом, Восток оказывается слева (Ян)- восход солнца, а Запад справа (Инь)- солнечный закат.

Ориентация и топология У Фан наряду с пятеричностью, намечает и троичность- троичная горизонталь (восток-центр-запад) и троичная вертикаль (юг-центр-север). Такая компоновка и явилась, по всей вероятности, основой древней теории У Син и вошла в основу троично-пятеричных классификационных систем. Термин У Син обычно переводят как «Пять элементов» и состоит из двух иероглифов У и Син. Иероглиф У- это числительное пять, но идеографически изображает смену времен года, а наиболее древние формы знака напоминают крест Св. Андрея (типа римской десятки- Х). Иероглиф Син изображает процесс ходьбы (два расходящихся человека)- отсюда «шагать», но более древние композиции изображают «перекресток» двух дорог (?), т.е. опять же крест, кстати напоминающий крест У Фан (см. рис.1 и 2). Иначе говоря, основой композиции «Пяти элементов» является крест в том или ином виде.

Как уже было сказано «Пять сторон» и «Пять элементов» связаны (см. рис.3). В соответствии с этим и «Пять методов» китайской медицины также распределяются по сторонам света (см. рис.4). Такая диспозиция указана в упомянутой выше главе 12 трактата Желтого императора: «С Востока происходит начало и зарождение Неба и Земли … потому каменные иглы(Бянь Ши) происходят с Востока».
«Запад- это (место) металла и яшмы … поэтому яды и элексиры (Ду Яо) происходят с Запада»
«Север- это (место) хранения и сокрытия Неба и Земли … поэтому (прогревание) тлеющей (травой) и прижигания (Цзю Бин) происходят с Севера»
«Юг- это (место) роста и питания Неба и Земли … поэтому девять (металлических) игл (Цзю Чжэнь) происходят с Юга»

«В Центре ровный ландшафт, а климат влажный, Небо и Земля порождают тьму вещей … поэтому направленное натяжение, массаж и потягивание (Дао Инь Ань Цяо) происходят из Центра»

wuxing2wufa1

Хотя происхождение «Пяти методов» определено в тексте по разным странам в соответствии с аллопатическим принципом, например- на Севере (холод) применяются прижигания (тепло), ничего не сказано о «действующем начале» этих «методов». Нам показалось полезным реконструировать принципы применяемых «методов» или, иначе говоря, соотнести конкретный «метод» с «элементом» в смысле доминирующего (действующего) начала.
В структуре иероглифов именующих «методы» мы находим компоненты, которые частично отвечают на данный вопрос. Так, например, в «методе» Цзю Бин находим компонент «огонь», что предположительно указывает на связь этого метода с природой «элемента» Огонь (хотя сам метод связан, как было отмечено выше, с Севером- «элемент» Вода). В термине Цзю Чжэнь находим компонент «металл», что может указывать на связь этого метода с «элементом» Металл (хотя «метод» связан с Югом- «элемент» Огонь). В случае Ду Яо находим «дерево» (а «метод» связан с Западом- «металл»). В случае Бянь Ши можно предположить связь с «элементом» Почва на основании использования графемы «камень», но совершенно никаких указаний на элементарное соответствие в термине Дао Инь Ань Цяо.

 

wuxing3wuxing4

Однако проблема разрешается, если рассмотреть взаимоотношения между «элементами», а соответственно и между «странами» и «методами». Такого рода взаимоотношения традиционно описывались с использованием терминов родства («дед- внук» и т.д.), и специальных операторов связи («рождение», «кормление», «подавление» и т.д.) (см. рис.5 и 6). Связь по периферии описывается термином «взаимное порождение» Сян Шэн. (Дерево рождает Огонь, Огонь рождает Почву и т.д.), а через центр «взаимное подавление» Сян Кэ - (Вода подавляет Огонь, Огонь подавляет Металл, Металл подавляет Дерево и т.д.). Таким образом, следуя оператору «взаимного контроля» можно распределить «методы» по «Пяти элементам». В этом случае «Пять методов» оказываются на свойственных им местах (см. рис. 7). Так «метод» Цзю Бин (термогенотерапия) перемещается с Севера (холод) на Юг (тепло) и занимает там должное место, следуя оператору «взаимного подавления» (Вода тушит Огонь). По аналогии также с остальными «методами».

Напомним, что указание на элементарные соответствия мы уже находили выше в самих терминах (во всяком случае, для трех «методов» были прямые указания в виде графем обозначающих «элементы»). Выбор древними медиками именно этих иероглифов, таким образом, был не случайным. Однако в одном случае мы не находим никаких указаний на элементарное соответствие (Дао Инь Ань Цяо), да и сам термин четырёхсложен в отличии от других, двусложных. Любопытно также и то, что практика данного «метода» не предполагает применение «посредника» между субъектом и объектом действия.

wufa2wufa3

Субъектно-объектные отношения в китайской медицине и вообще в традиционной науке описывались иероглифами Чжу Кэ - «хозяин-гость». Таким образом, между пациентом и лекарем оказывался какой-либо предмет: лекарства в случае лекарственной терапии, тлеющая трава в случае прижиганий, игла в случае акупунктуры, камень в случае минералопунктуры и только в случае Дао Инь Ань Цяо (мануальная терапия и психофизическая практика) такого посредника нет. Это связано с тем, что применение данного «метода» предполагает слияние субъекта и объекта действия-субъект становится объектом действия (к примеру в случае дыхательной гимнастики). Кроме того этот «метод», как мы уже выяснили, связан с Инь и элементом Вода.
В связи с этим любопытно отметить, что направление на Север- Бэй связывалось с божеством-покровителем этой стороны света Сюань У - «Таинственно-воинственным». Кроме связи с «таинственным», «войной» и Севером, как это было сказано, в организме таким «севером» является спина Бэй, что и указано в данном иероглифе (снизу «плоть» сверху «Север», т.е. «часть тела направленная на Север»). Кроме того, в символическом бестиарии Сюань У- это черепаха Гуй, обвитая змеей Шэ - где черепаха- самка, а змея- самец. «Орган» связанный с Севером и, следовательно соотносящийся с Водой и Сюань У,- это «почка» Шэнь, который являясь парным органом (два яичка, два мочеточника, две почки, два надпочечника) естественно соотносится с Инь (?). Китайская медицинская палеография всегда указывает на разделение функций левого и правого в организме, и что касается внутренних органов Цзан Фу (??), то таким билатеральным «органом» являются «почки».
«Пять элементов» имеют много классификационных соответствий, в частности, с символическим бестиарием. Таким образом, фармакотерапия и токсикология (Дерево) корреспондируют с Синим драконом (покровителем Востока), термогенотерапия (Огонь) с Красной птицей (Юг), акупунктура (Металл) с Белым тигром (Запад), мануальная терапия и психосоматическая практика (Вода) с «Таинственновоинственным» (Черные черепаха и змея).

Основная литература:
1. Трактат Желтого Императора о внутреннем. Простые вопросы. Глава 12.
2. Большой словарь иероглифов китайского языка.
3. Толкование графем составляющих иероглифы.
4.Кобзев А.И.- «Классификационная схема «Пять элементов»- У Син». В «Общество и государство в Китае»- тезисы и доклады, ч.1, «Наука», М., 1982, стр. 34- 48.

Напомним, что и Гиппократ, основатель Косской медицинской школы, указывал, что по прибытии на новое место врач обязан выяснить: 1)- направление господствующих ветров и 2)- свойства почвы.
Китайцы указывают их в отличии от русских (север-юг-запад-восток) в другой последовательности: Дун, Си, Нань, Бэй (восток-запад-юг-север). Стороны света рассматриваются относительно Центра, отсюда самоназвание Китая Чжун Го - Центральная страна. Отсюда же все остальные народы, населявшие пространство вне Китая, рассматривались как некультурные варвары.

Как будет видно ниже перевод У Син как «Пять элементов» неадекватен, но является устоявшимся, поэтому мы оставляем данный вариант перевода. Композиция У Син как пентаграммы является видимо заимствованием.
На троичную систему классификации несомненно повлияла графическая основа трактата Чжоу И и композиция Ба Гуа. Каждый символ Гуа в основе своей демонстрирует троичную иерархию «Небо-Человек-Земля». Любопытно, что восприятие троичности как топологии треугольника было не свойственно изобретателям символов Гуа (хотя троичные радиально-циркулярные композиции вполне характерны керамике культуры Ян Шао). Троичность, в рассматриваемой традиции, прослеживается в числе девять (здесь девятеричность выступает как 3×3, т.е. квадрат с тремя ячейками и столбцами), числе пять (как это отмечалось выше) и собственно числе три, которое до сих пор описывается иероглифом (и здесь все комментаторы однозначны- это Небо сверху, Земля снизу и Человек между ними). Отсюда и иероглиф «царь» Ван (т.е. «тот», кто объединил «три»- Небо, Землю и Людей. Таким образом, мышление изобретателей иероглифов иерархично и в основе своей вертикально (или точнее продольно).

Восприятие числа три как треугольной композиции наводит на мысль о том, что для изобретателей этого символа все стороны и углы были равными (равновеликость и равносторонность). Другая, «привычная», композиция У Син как пентаграммы является видимо заимствованием или более поздним изобретением. При поиске подходящих терминов во всей имевшейся лексической базе, для обозначения «методов» могли быть найдены и иные иероглифы, но были выбраны именно эти (с соответствующими графемами). Терминология китайской медицины весьма специфична, как и любой подобный «цеховой» язык. Поэтому при переводе тех или иных терминов приходится учитывать не только стандартные словарные формы, но и контекст самой системы медицины. Такова же ситуация и в других системах, в том числе и в современной (условно «западной») медицине. Её греко-латинская терминологическая база сильно повлияла на технику клинического мышления. Неоднократные попытки отказаться от этой терминологии ни к чему не привели. То же касается языка науки в целом. Устоявшийся терминологический аппарат сам по себе становится элементом техники мышления.

Комплектация

01 сентября 2010

Набор из 24 банок:

Банки

Количество

6.5 см (внутренний диаметр)

2

5.8 см (внутренний диаметр)

2

5.0 см (внутренний диаметр)

4

4.2 см (внутренний диаметр)

4

3.5 см (внутренний диаметр)

4

2.6 см (внутренний диаметр)

4

1.6 см (внутренний диаметр)

4

Другое

Шланг

1

Ручной насос

1

Магнитные наконечники

по 10 шт. каждой полярности

Информация об упаковке

Масса, кг

1,35

Размеры, мм

388×283×95

Интернет-магазин Твой Тибет
г. Москва,
Телефон: +7 (495) 669-32-40
Мы работаем круглосуточно

Вы недавно смотрели