Базовые концепции

Дуалистическая космогоническая концепция существования Инь и Ян, двух противоположных сил, испокон веков была основой мировоззрения жителей восточных стран.  Согласно этой концепции, Инь и Ян возникли под действием первоматерии Тай-Цзи («Великий Предел») из первоначально единой энергии Ци.

 «Сгущение» Ци привело к возникновению разделения на легкие и светлые Ян-Ци, образовавшие Небо и поднявшиеся вверх, и тяжелые и мутные Инь-Ци, образовавшие Землю и опустившиеся вниз. Чередование Ян (активной силы) и Инь (пассивной силы) задает цикличность всех процессов, происходящих в природе: утро и вечер; ночь и день; зима и лето; сон и бодрствование; вдох и выдох; холод и тепло  и т. д.

 Взаимодействие Ян и Инь рождает пять первоэлементов (первостихий, первоначал), которые являются основой всех состояний природы и вещей:  ВОДУ, ОГОНЬ, ЗЕМЛЮ, МЕТАЛЛ, ДЕРЕВО.  Стоит лишь упразднить одно из (первоначал), и жизнь станет невозможна.

Данное представление и послужило основой формирования концепции У-Син.  Согласно ей, все явления во Вселенной постоянно движутся: земля является почвой для растений; вода является питанием для растений и животных; огонь является теплом для всего живого; дерево является питанием для животных и так далее.

Если обратить внимание на взаимосвязи циклических явлений, как в организме человека, так и в природе: ночь - день, зима - лето, утро – вечер, холод - тепло, бодрствование - сон, систола - диастола, вдох - выдох, то в этих циклах можно наблюдать одинаковые фазы.

 Каждый из данных циклов состоит из четырех следующих друг за другом состояний:

1. Рождение (возрастание), соответствующее весне, утру и т.д.
2. Кульминация (максимальная активность), соответствующая полдню, лету и т.д.
3. Упадок (разрушение) соответствующий вечеру, осени и т.д.
4. Минимальная активность (покой), соответствующая зиме, ночи.

ДЕРЕВО – это символ возрастания, рождения.
ОГОНЬ – это символ максимальной активности.
МЕТАЛЛ – это символ упадка.
ВОДА –  это символ минимальной активности.

К этим элементам или символам добавляют дополнительный - пятый элемент, который служит осью и центром для циклических изменений. Данный элемент - ЗЕМЛЯ, так как все циклические изменения происходят на Земле и характерны для Земли.

Данные элементы дают возможность лучше понимать взаимодействия сил, которые функционируют в природе, позволяют объяснить существующие взаимосвязи.

Основным положением теории У-Син, которое имеет практическое значение, является вывод о существовании между пятью элементами связи, которая подчиняется теории Инь-Ян. Данные связи представлены как две противоположности: деструктивная (тормозящая) и созидающая (стимулирующая).

Первоэлементы одновременно взаимопреодолевают и взаимопорождают друг друга. Последовательность взаимопорождения первоэлементов: огонь порождаем деревом; земля порождаема огнем; металл порождаем землей; вода порождаема металлом; дерево порождаемо водой и так далее. Цикл взаимопорождений замкнут в бесконечности. Последовательность взаимопреодоления первоэлементов другая: Вода одолевает Огонь; Огонь одолевает Металл, Металл одолевает Дерево; Дерево одолевает Землю; Земля одолевает Воду.

Потому созидающая связь осуществляется по кругу цикличности  и является наружной, а деструктивная связь осуществляется по циклу звезды внутри круга цикличности и является внутренней. Поскольку созидающая связь направлена на стимулирование, возбуждение, развитие, а деструктивная - на разрешение, угнетение и торможение, то они, аналогично силам Инь-Ян, уравновешивают друг друга.

У-Син - система, охваченная прямыми и обратными взаимосвязями, которые призваны обеспечивать ее сверхустойчивость. В результате воздействия того или иного фактора извне какой-либо из эементов может нарушиться, однако если при этом связи между ними сохранены, то действие прямых и обратных связей приведет к тому, что система придет в равновесие после переходного процесса.

Концепция У-син может применяться для анализа явлений окружающего мира, а также анализа физиологии, для объяснения взаимосвязей внутренних органов человеческого организма, для диагностики и лечения различных заболеваний. Исходя из принципа всеобщности, данная схема организации переносится на все объекты, процессы и живые существа, и на человека в том числе. Существует соответствие между каждой физиологической функцией, каждой составной частью человека и пятью элементами. Все явления природы также тем или иным образом соответствуют пяти элементам.

 В макрокосме (окружающем мире) человек является микрокосмом (миром в миниатюре), отражением вселенной. Он состоит из тех же пяти элементов попадающих с пищей в организм. Органы взаимодействуют не только между собой, но и с окружающей средой, и каждому органу соответствует определенное первоначало.

На основании аналогий между пятью первоэлементами и всеми явлениями теория У-Син создавала стройную картину взаимоотношений природы и человека.

В этой единой системе все взаимозависимо и взаимосвязано, то есть все части микрокосма, а значит, и макрокосма, имеют общую функциональную структуру. Данные законы и циклы полностью соответствуют реально происходящим в человеческом организме процессам. Например: болезнь легких приводит к энергетическим нарушениям в печени, а затем идет распространение энергетического дисбаланса к селезенке по меридианам.

Каждому из первоэлементов соответствует определенный орган:

Дерево

Желчный пузырь

Печень

Весна

Ветер

Зеленый цвет

Рождение

Гнев

Кислый вкус

Огонь

Тонкий кишечник

Сердце

Лето

Жара

Красный цвет

Наибольшее развитие

Радость

Горький вкус

Земля

Желудок

Селезенка

Конец лета

Влажность

Желтый цвет

Изменение

Размышление

Сладкий вкус

Металл

Толстый кишечник

Легкие

Осень

Сухость

Белый цвет

Увядание

Тоска

Острый вкус

Вода

Мочевой пузырь

Почки

Зима

Холод

Черный цвет

Исчезновение

Страх

Соленый вкус

 

Рис. 1 Взаимосвязи пяти первоэлементов и внутренних органов

 

 

Печень порождает сердце, сердце порождает селезенку, селезенка порождает легкие, легкие порождает почки, почки порождает печень.

Такова одна из взаимосвязей цикла, которая обеспечивает полную замкнутость цикла. По данной схеме идет развитие острых заболеваний и процесс выздоровления. Но если регулирующие связи будут оборваны в результате воздействия внешних факторов, то система не сможет прийти в равновесие. По этому принципу формируются хронические заболевания (устойчивые патологические состояния). Если образуется избыточность или недостаточность тех или иных связей, это ведет к возникновению патологии.

 Распространение и характер болезни соответствует рамкам теории Инь-Ян, однако динамику развития болезни можно объяснить только с точки зрения разрушающих  и созидающих связей цикла пяти элементов. Признание существования неразрывной связи всех пяти первоэлементов являет собой главный практический вывод из учения У-син.  Каждый из первоэлементов при этом связан с другими посредством разрушающих  и продуктивных процессов («друг-враг») и находится под влиянием этих процессов.

Смысл продуктивных процессов в следующем: вода помогает росту дерева; дерево может производить огонь; огонь дает пепел (землю); земля порождает металл; металл трансформируется в воду (жидкость). Деструктивность проявляется в следующем: вода гасит огонь; огонь размягчает металл; металл может разрезать дерево.

Все восточные медицинские учения включены в эту философскую концепцию. Ясно, что восточная медицина, рассматривая организм человека и его сущность как целостную систему, мало занималась физиологией и анатомией (в европейском ее понимании), однако она  стремилась выявить взаимоотношения и связи внутри организма, то есть функции организма.

Органы, которые находятся за пределами большого круга, имеют отношение к Ян; органы, которые находятся внутри большого круга, имеют отношение к Инь. Стрелки внутри большого круга - это ограничивающие (деструктивные) связи; стрелки по окружности большого круга – это созидающие (стимулирующие) связи.

Рис.2 Правило взаимосвязи «мать — сын».

 

В данном случае рассматриваются три элемента, также можно рассматривать меридианы, им соответствующие.

Берем элемент с нарушенной энергией. В этом случае тогда элемент, предшествующий ему, в цикле стимулирующих связей носит имя «мать», а последующий именуется «сын». На иллюстрации слева элемент, у которого нарушена энергия - дерево, «сын» – огонь, а «мать» - вода.

Элементы являются как бы символами основных составляющих материального мира и движения: дерево  — это рост и возрождение; огонь — это максимальная активность, наивысшее развитие; металл — это начинающийся упадок; вода — это пассивная сила, минимальная активность; земля — это центр циклических изменений.

Согласно теории У-Син, существуют следующие виды взаимосвязей между пятью первоэлементами: нормальные взаимоугнетающие и взаимостимулирующие связи, патологические - обратное и избыточное угнетающие действия. Под стимуляцией, стимулирующими связями, понимается действие, которое способствует возникновению и развитию.

Взаимостимуляция пяти первоэлементов происходит в следующей последовательности: дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево. В данных отношениях каждый из первоэлементов является одновременно стимулирующим и стимулируемым. Стимулирующий элемент представляется образно как «мать», а стимулируемый представлен как «сын». Например: вода является стимулирующим элементом для дерева, т.е. вода представляется как «мать» дерева, а огонь по отношению к дереву - стимулируемый элемент, т.е. огонь представляется как «сын» дерева.

На основе концепции У-Син основано правило лечения методом иглоукалывания «мать – сын». Данный метод позволяет ослаблять или усиливать "поток энергии" в том меридиане, в котором эта энергия нарушена. Первоэлемент "мать" может передать питающую энергию, а первоэлемент "сын" служит реципиентом, принимающим эту энергию. Если имеет место патология одного из меридианов (первоэлементов), но воздействие на нарушенный меридиан нежелательно, пользуются правилом "мать - сын". Согласно данному правилу рассматриваются три меридиана (первоэлемента): 1) меридиан с нарушенной энергией; 2) меридиан, предшествующий ему и 3) меридиан, следующий за нарушенным (рис. 2). В том случае, если в меридиане, подвергшемся патологии (к примеру, в желчном пузыре, дерево), диагностирована избыточная энергия, то есть возможность воздействовать на тонизирующую точку первоэлемента "сын" (огонь, тонкая кишка) или на седативную точку первоэлемента "мать" (вода, мочевой пузырь); в том случае, если энергии в нарушенном меридиане (дерево) недостаточно, воздействие оказывается на тонизирующую точку первоэлемента "мать" (вода) либо на седативную точку первоэлемента "сын" (огонь).

Под угнетением, деструктивными, взаимоугнетающими связями, понимается ограничение  и сдерживание. Порядок Взаимоугнетающие связи между пятью первоэлементами имеют такой порядок: земля угнетаема деревом, - вода угнетаема землей, огонь - водой, металл  - огнем, дерево угнетаемо металлом. Таким образом, каждый из пяти первоэлементов в этих взаимоотношениях является одновременно и угнетающим и угнетаемым. Например, с одной стороны, металл угнетает дерево, а с другой стороны - дерево угнетает землю.

Сложная естественная взаимосвязь между предметами и явлениями в обязательном порядке должна включать как ограничивающие, так и стимулирующие связи. Без стимулирования невозможно развития, а развитие и рост, не ограниченные ничем, могли бы оказывать лишь вред. Например: дерево, стимулируя огонь, угнетает землю, а земля в свою очередь, стимулируя металл, угнетает воду. Таким образом, угнетение восполняется стимуляцией, а стимуляция ограничивается угнетением, т.е. благодаря данным воздействиям поддерживается физиологическое равновесие, которое обеспечивает гармонию (нормальное развитие предметов и явлений).

Недостаточность или избыточность, возникающая у одного из пяти первоэлементов, может привести к возникновению ненормальных, патологических, видов взаимодействия, определяемых как обратное и избыточное угнетающие действия. При избыточном угнетающем действии происходит чрезмерное патологическое угнетение, направленное на ту из двух взаимодействующих сторон, что уже ослаблена. В цикле пяти первоэлементов направленность избыточного угнетения такая же, как при нормальном физиологическом угнетении, однако такая взаимосвязь - патологическая, она проявляется при определенных условиях.

При обратном угнетающем действии происходит ослабление того первоэлемента, который за счет чрезмерного развития угнетаемого элемента оказывает прямое угнетающее действие. Прямое угнетающее воздействие направлено противоположно направлению обратного угнетающего воздействия в цикле У-син (см. рис. 3). Обратное и избыточное угнетения, которые возникают при патологии - недостаточности или избыточности одного из пяти меридиан - чаще возникают одновременно, например: если избыточен первоэлемент дерево, то им избыточно угнетаем первоэлемент земля. В этом случае дерево оказывает на первоэлемент металл обратное угнетающее действие. Когда же первоэлемент дерево недостаточен, тогда он, наоборот, одновременно испытывает на себе и избыточное угнетение, направленное со стороны первоэлемента металл, и обратное угнетение, направленное со стороны первоэлемента земля.

Рис. 3. Патологические взаимосвязи цикла пяти первоэлементов.

 

а - возникновение обратного угнетающего действия на первоэлемент металл при синдроме избыточности первоэлемента дерево: сплошная стрелка указывает на постоянную функциональную ограничивающую (угнетающую) связь, штриховая стрелка указывает на  патологическое угнетение.
б - возникновение усиления прямой угнетающей связи (отображено штриховой линией) и обратного угнетения со стороны первоэлемента земля (отображено сплошной стрелкой) при синдроме недостаточности первоэлемента дерево.
в - общее схематическое изображение патологических и постоянных угнетающих (деструктивных) связей в цикле пяти первоэлементов: постоянные угнетающие связи указаны сплошной линией внутри круга, временные патологические деструктивные связи - штриховой линией.

 В традиционной восточной медицине взаимосвязи между пятью элементами используются для объяснения отношений между Цзан-Фу-органами и их меридианами, между окружающей средой и человеком, но главным образом используются для объяснения механизмов и причин развития болезненного состояния исходя из понимания древневосточных руководящих синдромов. Например, болезненное состояние легких (как органа, так и его меридиана) может возникнуть из-за поражения самих легких, однако варианты возникновения данного состояния, в связи с другими воздействиями, не исключены:

1 - патология селезенки (согласно правилу "мать - сын"); 
2 - патология почек (согласно правилу "мать - сын", только в обратном направлении);
3 - патология сердца (то есть чрезмерное угнетение огнем (сердце) металла (легкие));
4 - патология печени (обратное угнетение деревом (печень) металла (легкие)).

Считалось, что возникновение любого заболевания можно проследить, основываясь на концепции пяти первоэлементов; например, часто возникающие в детстве болезни, которые относятся к меридиану легких, могут вызвать болезни, имеющие отношение к меридиану почек: меридиан почек – вода, меридиан легких - металл; металл – это "мать" воды и так далее.

В традиционной медицине на основе концепции У-Син существуют такие понятия, как главные точки первоэлементов, которые обладают широким спектром действия и широко используются в иглотерапии (их также называют античными точками). Данные точки соответствуют так называемой агрессивной (повреждающей) энергии или точкам пяти стихий и используются с целью профилактики обострений хронических болезней, для улучшения общего самочувствия, а также при изменениях погоды (табл. 1). Все главные точки первоэлементов располагаются на расстоянии от коленных или локтевых суставов до кончиков пальцев конечностей

Концепция Инь - Ян - диалектическая основа Древневосточных мировоззрений. В ней рассматриваются два взаимозависимых противоположных начала всех явлений микро- и макромира.

Согласно концепции Инь - Ян, все предметы и явления, существующие в природе, имеют два взаимно противоположных начала, которые обозначаются как Инь и Ян. Они не только противоположны, но и взаимообусловлены, а отношения между ними есть основной закон существования материального мира. Данные отношения между явлениями всей природы и предметами характеризуются взаимоотрицающими, взаимопревращающими и взаимообусловливающими связями, которые объясняют физиологию и патологию организма в восточной медицине и используются в традиционном лечении и диагностике различных болезней.

Противоположность между Инь и Ян представляет собой обобщенное объяснение борьбы  и противоречия двух противоположностей в явлениях природы и предметах. Так, свет и тьма, телесность и не осязаемость, торможение и возбуждение и т.д. с позиции концепции Инь-Ян выражают борьбу и единство противоположностей. Если одна сторона явления преобладает, то другая ослабевает. Постоянное стремление к вытеснению друг друга и борьба, которые существуют между Инь и Ян, служат двигателем развития  и изменения явлений в мире.

Поделиться:

Интернет-магазин Твой Тибет
г. Москва,
Телефон: +7 (495) 669-32-40
Мы работаем круглосуточно

Вы недавно смотрели