Истоки ТКМ

I. Происхождение теории 

II. История нахождения каналов и точек 

III. Философские основы 

- Шаманизм;

- Конфуцианство;

- Таосизм (даосизм);

- Huang Ti Nei Ching.

I. Происхождение теории

История китайской традиционной медицины насчитывает более двух тысяч лет, но есть сведения о том, что она практиковалась намного ранее – еще до изобретения письменности.  Фундаментом китайской медицины была философия даосизма. Первые медицинские книги начали появляться в Китае в пятисотых годах до нашей эры. Первым из таких литературных источников был «Лечебник императора Хуанди». В этой книге впервые было сказано об энергиях Инь-Янь и У-Син. Ученые в своих работах называют двух основателей китайской медицины – это Фу-Си (создатель китайской цивилизации, согласно мифу) и Шень-Нун. Согласно легендам, Шень-Нун обнаружил целебные и ядовитые свойства трав, а Фу-Си изобрел иглы, которыми можно было проводить целебные процедуры.

Огромное количество древнейших китайских знаний о медицине хранится в специальной книге «Внутреннее оружие». Это объемная запись, содержащая в себе накопленный опыт и знания древней китайской медицины.

Очень многое в китайскую медицину внесли династии, которые правили цивилизацией.

Во времена правления династии Хан, которая властвовала в 206 - 220 гг. до нашей эры, были накоплены важнейшие и очень ценные знания даже для современного уровня медицины, были написаны основные методики лечения множества заболеваний.

Во времена правления династии Мин была издана одна из наиболее известных работ о китайской медицине – «Материя медика», автором которой является Ли Ши-чен. Данная книга была первооткрывателем в мировой фармакологии. В книге было описано свыше 1892 разнообразных лекарственных трав и препаратов. Книга была переведена на иностранные языки и пользовалась большой популярностью в странах Восточной Азии и Европы. Также этот трактат оказал сильнейшее влияние на медицину в тех странах, куда он был завезен.

                                                                                                                                                                           Оглавление

II. История нахождения каналов и точек

История иглоукалывания (акупунктуры) начинает свою историю с «дописьменной» эпохи. В то время эта технология еще не была полностью изучена и почти не применялась. Широкое распространение эта техника приобрела во времена правления династии Хан.

Основой иглоукалывания является система управления энергией Ци, которая протекает через наше тело по системе главных и вспомогательных каналов. В определенных местах этих каналов есть специальные точки, в которые вставляются акупунктурные иглы для того, чтоб сбалансировать течение Ци и сконцентрировать в этих точках силы организма.

Иглоукалывание имеет также и мифическое происхождение. Одна китайская легенда повествует о том, как в древние времена один военачальник страдал от болей в спине. Боль была настолько сильной, что он не мог ходить, тем более управлять армией. Во время одной из битв в ахиллово сухожилие военачальнику ударила вражеская стрела. Боль мгновенно прошла. Немного поразмыслив, полководец связал оба этих факта между собой и пришел к выводу, что укол иглой в определенную точку тела человека приводит к облегчению боли на определенном участке тела. Так появилась акупунктура.

Легенд о целебном действии иглоукалывания было множество. Ниже будут приведены несколько самых распространенных из них.

В древние времена в Китае одному человеку, который грелся у костра, на парализованные руки упала горячая головешка. Эта головешка упала на участок, прилегающий к локтю, так называемую точку Кou Тcheu. К удивлению этого человека, он снова смог двигать руками. У шамана племени, где жил этот человек, появилась идея: чтобы реанимировать жизненных духов, нужно было прижечь определенные точки - таким способом побеждались злые духи. Так родилось Као – учение о том, что каждый из тридцати демонов имел в теле человека свое излюбленное место.

Из этого учения появились первые тридцать акупунктурных точек на теле человека.

Вот еще одна легенда. Давным-давно, один человек (у него были очень сильные головные боли) работая в поле, случайно ударил себя по ноге, и это помогло – боль в голове прошла. После этого по всей округе разнесся слух о чуде, случившемся с этим человеком. Об этом узнал и повелитель Фу-Си. Он додумался провести аналогию между ударами и  точечным укалыванием каменной иглой.  Этим он доказал, что уколы в определенные точки помогают не только от головной боли, но и от иных недугов.

Существуют предположения, что целебные свойства акупунктуры были открыты в процессе нанесения татуировок. Такой процесс был очень популярен на Востоке.

В древние времена китайские врачеватели наблюдали за здоровыми и больными людьми. За время наблюдений они обнаружили, что на теле человека есть специальные каналы, по которым проходит энергия. Эти каналы пронизывают весь человеческий организм, то выходя наружу, то снова уходя вглубь тканей. Данная система каналов очень сложна, и по ней можно определить состояние здоровья человека. Также при воздействии на некоторые участки этих каналов можно лечить тело и душу человека.

Оглавление

III. Философские основы

Шаманизм

У многих людей возникает вопрос: какой же была первоначальная цель медицины? Если посмотреть определение здоровья в книге Хуан-Ди-Нэй-Цзина», там есть строки о том, что  в древности человек знал некий истинный путь. Таким образом, целостность его силы духа не нарушится. Исходя из этих слов, можно сделать вывод, что первоначальной целью медицины было не физическое исцеление и здоровье человека, а здоровье духовное, которое, по мнению древних, было важнее. Древние считали, что весь мир является сочетанием трех равноправных начал: Земли, Человека, Неба. В представлении древних Человек занимал место между Землей и Небом, тем самым соединяя их в себе. Чем правильнее было это соединение, тем правильнее был жизненный путь человека. Поэтому  первоначальной миссией медицины было получение человеком особенного состояния, когда он мог особенно эффективно постигать колебания Неба и использовать данные приобретения в жизни. Нужно также отметить, что иероглиф «И», означающий «медицина», состоит из двух составляющих частей: верхней (здесь, предположительно, изображен человек больной, со сломанными костями) и нижней – графемы «Цзю» (вино). Согласно теориям, данный напиток помогал  шаманам общаться с духами, то есть Небом. Такое пояснение дает нам самый древний словарь китайского языка «Шовень-Цзецзы», который был издан в первом столетии до нашей эры.

Из этого мы можем сделать вывод, что система медицинских знаний была основана шаманами, знахарями, медиумами, которые наиболее восприимчиво относились к жизни духов. Такую картину шаманизма можно было наблюдать в каждой общине, где именно представитель духовной культуры, выполнял функции современных врачей.

Говоря о китайском шаманизме, особенно часто вспоминается южнокитайское государство, Чу-царство, откуда родом комплекс прото-даосских знаний. Скорее всего, именно оттуда родом позже перешедшие в северное царство Чжоу великие Лао-Цзы, Чжуан-Цзы и множество других мистиков.

Этим полулегендарным героям преданий, Шень-Гуну и Фу-Си, которые жили в конце третьего-четвертого тысячелетий, отводятся роли основоположников китайской медицины. Если верить приданиям, то именно эти герои «испробовали все травы и придумали иглы», а это означает, что в первой половине третьего тысячелетия были обнаружены целебные и ядовитые свойства трав, частей тел животных. Также  были установлены связи между иглоукалыванием и его воздействием на определенные болезни.

Конфуцианство и таосизм

Где-то в пятом столетии до нашей эры зародились и начинали активно развиваться две первые и очень важные философские школы Китая: конфуцианство и таосизм (Даосизм). Эти две школы имели важнейшее и определяющее значение для китайской медицины. Традиция конфуцианства изложена в трактате «Лунь-Юй», а таосизм – в «Дао-Дэ-Цзин», который иногда также называют «Лао-Цзы» в честь автора Тай-Шан Лао-Цзюня.

В книге «Лунь-Юй» рассказывается о том, что значит быть человеком, жить в мире и вести свои дела. Трактат «Дао-Дэ-Цзин» говорит нам о высших принципах того, как быть хорошим человеком и управлять делами и событиями. Одна из книг говорит и дает нам модель поведения, а вторая – объясняет, почему это поведение должно быть таким.

Оглавление

Конфуцианство


Великий Конфуций родился в 552 году до нашей эры и жил в очень неспокойное время, когда все устоявшиеся обычаи и морали все больше приходили в упадок. Конфуций изучал древние рукописи и на их основе создавал свои моральные и социальные учения. В своих трактатах он описывал правила ведения  идеального образа жизни, как для правителя, так и для простого народа. Для китайской медицины было очень важным учение о пяти стихиях, корни которого находятся в конфуцианстве. Работы Конфуция были переведены на несколько иностранных языков и оказали сильнейшее влияние в странах Азии и Европы.

Оглавление

 

Таосизм

Полной противоположностью конфуцианству является таосизм, который был основан легендарным Лао-Цзы (предположительно в четвертом или третьем веке до нашей эры). Если в конфуцианстве были описаны точные и верные правила для жизни, то в работах Лао-Цзы все было описано теоретически и поверхностно. Самым главным трудом таосизма является знаменитая книга «Тао-Тэ-Кин». В таосизме говорится о взаимосвязи и гармонии человека и космоса. Из этой книги ведет свое начало теория существования двух начал» «Инь» и «Ян». До наших дней конфуцианство, таосизм и буддизм, которые пришли в Китай из Индии и Тибета, являются важнейшими основами культурной и повседневной жизни Китая. Изучение таосизма и конфуцианства помогает понимать теории и модели китайской медицины. Основные работы таосизма были переведены на несколько языков и оказывали сильное влияние на медицину в странах Азии и Европы.

Оглавление

 

Трактат  Желтого императора о внутреннем (Huang Ti Nei Ching)

Написание трактата «Хуанди-Нэй-Цзин»  приписывается легендарному императору Хуанди, так называемому Желтому императору. Некоторыми китайцами он описывается как один из мудрейших правителей, основавших множество благ цивилизации - таких, как календарь, письменность и математика. В некоторых трактатах указывается период жизни  императора — 2698 г. —2589 г. до нашей эры. Но впервые изданный трактат, скорее всего, появился во времена Воюющих царств (475—221 годы до нашей эры) или же при правлении Западной династии Хан (206 год до нашей эры — 23 год нашей эры). Вариант книги, который дошел до наших времен, нужно считать дополненным и переработанным.

Трактат знаменитого правителя Цинь-Ши-Хуанди «Хуанди-нэй-Цзин», написанный в форме диалога с врачом Чжи-Бо, является одним из важнейших классических канонов, заложивших теоретическую базу для практического применения опыта древних китайских врачей. Эти врачи столетиями собирали свои знания, в том числе и в сфере иглоукалывания и прижигания. Трактат состоит из двух томов: трактата Су Вэнь (Главные вопросы) и трактата Лин-Шу (Тайная суть).

В трактате Су Вэнь рассказывается о главнейших основах теории Инь и Ян, Пяти элементах, Цзан-Фу-органах, каналах и коллатералях, акупунктурных точках, пяти эмоциональных и шести патогенных факторах. Описаны методики определения и лечения. В книге Лин-Шу освещаются проблемы акупунктурного лечения и методов прижиганий. В данной книге приводится детальное описание систем каналов и коллатералей, акупунктурной техники, теории точек, методики лечений болезней.

Применяемые лекарственные препараты описывались в труде Бэнь-Цао-Ган-Му, написанном намного позже (это руководящий список основных трав). В конечном итоге вся литература, применяемая в медицине, основывается на том или ином положении «Канона Жёлтого императора о внутреннем». Данный канон почитаем в среде медиков Китая.

Судьба трудов Желтого императора, окруженных огромной комментаторской традицией, была нелегка. Это послужило поводом к тому, что тексты были отнесены китайцами к Священным. Поэтому неудивительно, что выдержки из них присутствуют в даосском каноне Дао-Цзан «Сокровищница Дао». Кроме того, автор «Канона желтого императора» Хуанди является покровителем медиков Китая и, наряду с легендарным Лао-Цзы, является покровителем школы алхимиков. Поэтому учение алхимиков часто называют учением Хуанди и Лао-Цзы («Хуанди Лао-Сюэ»). Хотя датировка учения – вопрос спорный, даосизм (алхимия, в частности) и медицина Китая, очевидно, имеют общее происхождение, общую основу. Известно, что алхимия средних веков – предтеча современной медицины запада – восходит к индийскому и арабско-персидскому варианту. Эти варианты, судя по данным исследователей, восходят уже к китайскому источнику.

Учение «Хуанди-Лао-Сюэ» было переведено на несколько языков и сильно повлияло на развитие медицины стран Европы и Восточной Азии.

Поделиться:

Интернет-магазин Твой Тибет
г. Москва,
Телефон: +7 (495) 669-32-40
Мы работаем круглосуточно

Вы недавно смотрели